суббота, 22 июня 2013 г.

Седьмая неделя после Пасхи - Зеленые святки: Троица, Семуха

Доброго времени суток, мои дорогие читатели!

     Время празднования Троицы всегда совпадало с периодом самого активного роста деревьев, земледельческих культур  и растительности. Белорусские селения еще до прихода христианства  в эту неделю просто преображались - все дома и пристройки украшались аиром, ветками липы, клена, березы, цветами. Принося в дом ритуальные украшения люди этим желали поддержать свои жизненные силы. Этот обряд приравнивается к обряду внесения в дом вербы. Отсюда и народное название всей недели - Зеленые святки, Зеленец. А вот после прихода христианства Зеленые святки стали праздновать вместе с Троицей на седьмой неделе после Пасхи, отсюда и еще одно название этого праздника - Сёмуха, от слова семь. 
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - Седьмая неделя после Пасхи - Зеленые святки: Троица, Семуха

Вторник на этой неделе называли Задушные поминки. В этот день обязательно шли на кладбище с березовыми венками и оставляли на могилках яйца и блины.

Среда же получила название Градовая и считалось небезопасной для полевых работ. 

Четверг - называли Сёмик - это большой праздник, который открывает сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета (вот только в последние годы лето наступает на месяц, а то и более  раньше).

В четверг седьмой недели после Пасхи, молодежь устраивала большие гулянья и игры у берез.

В пятницу и субботу накануне Троицы вспоминали умерших родственников, обязательно  шли в церковь на поминальную службу а затем  на кладбище. Это Троицкие или Сёмушные Деды.

Воскресенье - в этот день праздновали ТРОИЦУ.

Как и наши предки мы идем в этот день в церковь, чтобы освятить веточки березы, клена, аир и цветы. После освящения несем их домой, что бы хранить весь год до следующей Троицы. Со времен наших предков считалось, что эти веточки обладают чудодейственной силой.

Желаю Вам хорошо отпраздновать Троицу. 
___________
Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 7-е издание, Минск "Адукация i выхаванне" 2012 г.  

3 комментария :

  1. Спасибо, Ната. Свои праздники и их народные корни надо знать

    ОтветитьУдалить
  2. Приятно видеть что люди не только помнят историю наших предков но и освещают древние Славянские праздники. Хотя современное "христианство" и пытается забрать славянские праздники под себя и называют наших предков "язычниками", всё равно наши "корни" слишком могучие и глубокие. Никакой другой религии они не по зубам))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Евгений, Вы полностью правы - наши корни это древние славяне и кто бы и как бы не пытался искоренить те заложенные уже наверное в наше ДНК праздники и традиции не искоренить. Вот жаль только многие уже просто забываются или просто обряды на столько перевернуты временем что их и узнать то сложно.

      Я по мере возможности буду стараться описывать те праздники о которых нашла литературу и которые успели записать со слов белорусских старожилов исследователи белорусской народной культуры.....

      Удалить